10 декабря 2007
Число субъектов розничной торговли в 2003-2004 г.
ЧИСЛО СУБЪЕКТОВ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
(на конец года; тысяч) составило на 1 января 2005 г. 212,0 тыс., число вещевых, смешанных и продовольственных рынков - 6,4 тыс., число индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в розничной торговле - 1,5 млн.
|
2003
|
2004
|
Справочно
|
|
2001
|
2002
|
|||
Организации розничной торговли1)
|
202,2
|
212,0
|
211,9
|
204,9
|
из них:
|
|
|
|
|
крупные и средние
|
23,0
|
24,5
|
25,2
|
24,2
|
Вещевые, смешанные и продовольственные рынки
|
6,1
|
6,4
|
5,9
|
6,0
|
Число торговых мест2)
|
937,1
|
933,2
|
909,9
|
921,8
|
Индивидуальные предприниматели3)
|
1469,5
|
1463,4
|
1156,8
|
1216,4
|
1)Число торговых организаций за прошедший год выросло на 4,9%. Их увеличение наблюдалось в 55 субъектах Российской Федерации, в том числе практически на четверть в Республике Марий Эл, Нижегородской, Свердловской, Смоленской областях; на 40% в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе. В Москве число объектов розничной торговли увеличилось за год на 4963 организации (на 18%); в Санкт-Петербурге - на 764 организации (на 7,9%). В то же время в 33 субъектах Российской Федерации число организаций розничной торговли сократилось, из них наиболее существенно в Хабаровском крае, республиках Калмыкия, Хакасия, Белгородской, Липецкой, Тверской, Магаданской областях, Корякском автономном округе (на 22-38%).
В 2004 г. наиболее динамично развивались малые предприятия розничной торговли. Их количество за прошедший год увеличилось на 22,5%, число крупных и средних организаций розничной торговли - только на 6,6%. Существенное увеличение малых торговых предприятий было отмечено в Краснодарском крае (на 30,4%, крупных и средних - на 23,4%), Воронежской (соответственно - на 52,2% и 30,3%), Ульяновской (на 65,3% и 55,8%), Томской (на 58,6% и 42,3%), Амурской (на 53,9% и 35,7%) областях. В ряде регионов Российской Федерации наблюдалась другая тенденция: число малых предприятий розничной торговли сократилось при увеличении количества крупных и средних торговых организаций. Среди них Республика Калмыкия, Ростовская, Оренбургская, Читинская и Магаданская области, Санкт-Петербург.
По состоянию на 1 января 2004 г. органы государственной статистики провели обследования наличия торговой сети крупных и средних организаций розничной торговли. Обследованием были охвачены 13,8 тыс. организаций, из которых 51,2% осуществляли торговлю в неспециализированных магазинах, 5,1% - торговлю пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах, 29,6% - фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами, 12,9% - прочую торговлю в специализированных магазинах, 0,2% - торговлю бывшими в употреблении товарами в магазинах, 1% - торговлю вне магазинов.
На 1 января 2004 г. обследуемые организации в своей собственности и на правах аренды располагали 84,6 тыс. магазинами, 25,6 тыс. павильонами, палатками и киосками, 30,1 тыс. аптеками, аптечными магазинами и киосками, 2,1 тыс. ресторанами и кафе, 2,7 тыс. закусочными и барами, 4 тыс. столовыми, 10,7 тыс. общетоварными складами. В среднем на одну организацию розничной торговли приходилось 6 магазинов площадью 1253,2 м2, примерно 1 аптека и аптечный киоск, один общетоварный склад площадью 344,9 м2.
В 2004 г. по сравнению с прошлым годом число рынков в целом по Российской Федерации увеличилось на 5%. В то же время в Алтайском крае, республиках Хакасия, Саха (Якутия), Ленинградской, Тульской, Самарской и Саратовской областях число рынков за прошедший год выросло на 16-23%, Хабаровском крае, Карачаево-Черкесской Республике, Воронежской областях, Бурятском автономном округе - на 30-36%, Красноярском крае, Республике Адыгея, Астраханской и Новосибирской областях - более чем в 1,5 раза. Сокращение числа рынков наблюдалось в 19 субъектах Российской Федерации, в том числе в Читинской, Вологодской, Архангельской, Ульяновской областях (на 4-6%), Смоленской (на 8%), Томской (на 9%), Владимирской (на 24%) областях, Корякском (в 1,4 раза), Ненецком ( в 1,7 раза) автономных округах.
В Москве на конец 2004 г. функционировало 136 рынков (против 142 в 2003 г.), в Санкт-Петербурге - 38 (39). Часть из этих рынков преобразована в торговые комплексы, а другая ликвидирована.
В целях определения основных параметров деятельности индивидуальных предпринимателей в розничной торговле органами государственной статистики, начиная с 2001 г., проводится выборочное обследование их деятельности во всех субъектах Российской Федерации.
Очередным обследованием, проведенным в августе 2004 г., было охвачено 75,4 тыс. предпринимателей (или 5% от их общей численности), деятельность которых характеризовалась следующими основными итогами:
- каждый пятый обследуемый индивидуальный предприниматель осуществлял свою деятельность в сельской местности;
- около половины предпринимателей располагали магазинами и павильонами, 18%-палатками и киосками, 29%-торговыми местами на рынках;
- 45% индивидуалов, реализующих товары через магазины (павильоны), являлись их собственниками, 55%-пользовались ими на правах аренды; по предпринимателям, реализующим товары через палатки (киоски) эти показатели составили соответственно 57% и 43%;
- в расчете на одного индивидуального предпринимателя средний оборот розничной торговли в августе 2004 г. составил 249 тыс. руб., или 78% от аналогичного показателя по малым предприятиям розничной торговли (321 тыс. руб.) и 4%-по крупным и средним торговым организациям (6082 тыс. руб.);
- 80% всего объема продаж, осуществляемых индивидуальными предпринимателями, формировали предприниматели со средним месячным оборотом свыше 200 тыс. рублей, они же располагали более 60% всех торговых площадей и магазинов;
- в структуре оборота розничной торговли обследованных предпринимателей удельный вес продовольственных товаров составил 53%, непродовольственных-47%;
- у 85% индивидуальных предпринимателей было в среднем занято от 1 до 6 человек, у 14%-от 7 до 30 человек, у 1%-более 30 человек; они формировали соответственно 42%, 40% и 18% оборота розничной торговли обследованных предпринимателей. В целом 64% опрошенных индивидуалов для осуществления торговой деятельности использовали труд наемных работников.
В собственности и на правах аренды у обследованных индивидуальных предпринимателей находилось 58,4 тыс. магазинов и павильонов с торговой площадью 2,5 млн. м2, 21,2 тыс. палаток, киосков, 2,3 тыс. автолавок и автомагазинов. Кроме того, для реализации товаров предприниматели располагали 28,3 тыс. торговых мест на вещевых, смешанных и продовольственных рынках и 0,3 млн. м2 торговой площади, арендованной в других организациях торговли.Численность занятых
В 2004 г. наибольшая численность работников отмечалась в организациях розничной торговли Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области (25% от общей численности работников розничной торговли по России). В республиках Башкортостан, Татарстан, Краснодарском, Ставропольском, Красноярском краях, Нижегородской, Самарской, Свердловской, Тюменской, Кемеровской, Новосибирской областях численность работников в организациях розничной торговли составляла 2-4% от общего числа занятых в организациях розничной торговли России.