05 мая 2010
Российская отрасль инфокоммуникационных технологий развивается быстрыми темпами. Ее доля во внутреннем валовом продукте составляет около 5% от всего рынка. Темпы развития данной отрасли приблизились к показателям экономически развитых стран.
Однако, несмотря на высокие темпы роста отрасли, дисбаланс в развитии инфраструктуры связи еще сохраняется. Это вызвано в первую очередь тем, что операторы связи, стараясь сохранить свою конкурентоспособность, инвестируют средства в большей степени в модернизацию сетей связи общего пользования, а не в развитие инфраструктуры.
z.jpg)
Сегодня универсальные услуги связи являются единственным финансовым механизмом, который в условиях отсутствия бюджетного финансирования способен создать стимулы для построения операторами связи инфраструктуры доступа на экономически невыгодных территориях.
Обеспечение оказания универсальных услуг связи на всей территории Российской Федерации является одним из целевых показателей Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р. Доступ граждан к услугам связи становится неотъемлемым условием их интеграции в современное общество, а также реализации их конституционных прав на получение и распространение информации.
Одним из приоритетных направлений в деятельности, напрямую связанного с повышением качества жизни населения, является организация оказания универсальных услуг связи, в том числе с использованием пунктов коллективного доступа.
Внедрение механизма универсальных услуг связи учитывает интересы всех слоев населения и, прежде всего, направлено на обеспечение доступности услуг связи для людей, проживающих в сельской местности. Необходимость обеспечения доступности универсальных услуг связи и их социальной значимости подтверждается фактом того, что тарифы на универсальные услуги связи регулируются Федеральным агентством связи и являются ниже уровня тарифов на одноименные услуги, предоставляемые вне рамок проекта универсального обслуживания.
Планомерное развитие механизма универсального обслуживания также имеет решающее значение для развития телекоммуникационных сетей в удаленных и труднодоступных районах.
В оказании универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа на территории Российской Федерации участвуют 8 операторов универсального обслуживания.
Реестр договоров об условиях оказания универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа приведен в Приложении № 1 к настоящему отчету.
Федеральным агентством связи проведен 261 конкурс на право оказания универсальных услуг связи с использованием таксофонов и пунктов коллективного доступа. В оказании универсальных услуг связи участвуют 25 операторов универсального обслуживания. Всего Федеральным агентством связи заключен с операторами универсального обслуживания 941 договор на общую сумму максимального возмещения убытков более 21,5 млрд. руб.
В 2008 году сумма отчислений операторов связи в резерв универсального обслуживания составила 8,7 млрд. рублей (в 2007 году эта сумма составляла 7,5 млрд. рублей). Все убытки, понесенные операторами универсального обслуживания в результате оказания универсальных услуг связи, были своевременно возмещены.



